Не секрет, что специалисты редко остаются довольны историческими фильмами. То костюмы не те, то доспехи не соответствуют эпохе. Но часто встречается мнение:
- Чего вы придираетесь к достоверности, к деталям? Это же сказка/фэнтези. И вообще уже никто не знает, как было. Режиссер так видит.
Посмотрим пример, как можно относится к деталям в фильме.
Вот киносказка «Илья Муромец», 1956 год. Раз это сказка, то можно было бы дать простор фантазии, но давайте посмотрим на Золотые ворота Киева.
Насколько реален облик ворот в фильме?
Так как Золотые ворота дошли до нас в виде руин, в 20 веке историки предлагали свои варианты реконструкции их внешнего вида.
К моменту съемок фильма самая «свежая» реконструкция была предложена Богусевичем и Корж (1948 г.). Тогда считалось, что у ворот были две фланкирующие башни. Она была актуальной до 1970-х годов, когда очередные раскопки позволили уточнить план Золотых ворот - фундамент башен не нашли.
Сравниваем кадры из фильма с реконструкцией, и видим, что художник-постановщик опирался на самые актуальные данные о виде Золотых ворот. Так что, как видим, и к съемкам сказки можно отнестись максимально внимательно.